Беломорское ожерелье

Наше увлекательное путешествие начнётся в старинном поморском селе Варзуга, расположенном по обоим берегам одноимённой реки. Первое письменное упоминание о нём содержится в Новгородских летописях и связано с военными походами норвежцев в 15 веке.

После подбора экипировки и инструктажа начнём наше захватывающее приключение, став пилотами самого современного мотовездехода BRP Can-Am Maverick SPORT.

Впереди вас ждёт несколько дней настоящего тест-драйва в окружении восхитительной атмосферы Терского Беломорья...

Продолжительность
4 дня
Пробег
~350 км
Проживание
Да
Питание
Да
Трансфер
По запросу
Экипировка
Да
Мед. страховка
Да
Сложность маршрута
Сложно
Стоимость
от 109 000 рублей*
*109 000 рублей за одного человека при двухместном размещении в багги и 139 000 рублей за одного человека при одноместном размещении в багги.
Как проходит тур
01
Вы оставляете заявку
на сайте
02
Мы заполняем договор
и оформляем страховку
03
Встречаем вас,
организовываем трансфер
04
Размещаем на базе,
подбираем экипировку
05
Проводим инструктаж,
выходим на маршрут
День 1
День 2
День 3
День 4

Наше путешествие начинается из села Варзуга. Первое письменное упоминание о нём содержится в Новгородских летописях и связано с военными походами норвежцев в 1400-е годы. На месте сожжённого ими поселения сейчас установлен поминальный крест.

Село делится рекой на две стороны. На правой стороне находится гордость и святыня всего Кольского края, шедевр деревянной шатровой архитектуры – построенная в 1674 году Успенская церковь, которая недавно была бережно отреставрирована. На левой стороне реки стоит старинная церковь святителя Николая Чудотворца, отстроенная предположительно на месте православного храма, датированного XIV веком. Поднявшись на смотровую площадку и окинув взглядом величественную панораму, можно понять, почему Варзугу называют «Жемчужиной Русского Севера».

Первый участок маршрута - красивая лесная дорога, петляющая вдоль реки до начала знаменитых Кузоменских песков, преодолев которые, мы выедем на берег Белого Моря. Продолжаем движение по самой кромке леса из невысоких причудливых сосен и елей, вдоль бескрайних и диких песчаных пляжей, разделённых каменистыми мысами с приметными поморскими деревянными крестами. Доехав до выступающей из моря огромной красивой скалы красного цвета, сделаем остановку и познакомимся с геологическим памятником природы - Аметистовым берегом мыса Корабль. Это место знаменито крупными месторождениями аметиста, которые начали разрабатывать для своих нужд монахи Соловецкого монастыря ещё в XVI веке. Больших аметистов на мысе уже не найти, однако вполне возможно забрать на память аметистовую щётку, переливающуюся на солнце насыщенным сиреневым цветом. Сделав красивые фотографии, поворачиваем к «Устью»: так называется место, где река Варзуга впадает в Белое море. Здесь заканчивается автомобильная дорога, и впереди нас ждёт паромная переправа.

Тут нас ждёт настоящее испытание и самый сложный спец. участок первого дня – каменистая горка. После подробного инструктажа мы преодолеем 3 километра каменистой дороги, разбитой представителями советского автопрома повышенной проходимости и гусеничными вездеходами. Последний участок первого дня – скоростной трейл по песчаной грунтовой дороге, проходящей по лесотундре до переправы по подвесному мосту через реку Чаваньгу.

Дорога в песках, по камням и даже глубокий брод – всё это даёт прекрасную возможность оценить проходимость наших мотовездеходов BRP Can-Am Maverick Sport 1000 и получить массу незабываемых впечатлений! В Чаваньге мы разместимся в уютных гостевых домах со всеми удобствами и гостеприимными хозяевами.

Читать дальше

На второй день нам предстоит не менее насыщенный впечатлениями маршрут. Дорога с множеством луж разной глубины продолжает вести нас вдоль моря к самой южной точке Кольского полуострова и конечной цели нашего путешествия – реке Стрельне. По сути, мы проходим очередной спец. участок: тундровое болото с двумя грязевыми ямами. Будьте готовы к трудностям и приключениям, не исключено, что придётся использовать мощные лебёдки, которыми оборудованы наши мотовездеходы.

На середине пути от Чаваньги до Стрельны мы заедем в село Тетрино, основанное на месте рыболовной тони и солеварни XVII века. Зимой в селе живёт один человек, зато летом в нём кипит жизнь: из городов бывшие жители съезжаются на свою малую родину целыми семьями. Это, пожалуй, одна из самых интересных точек нашего маршрута, поскольку здесь обитает большое стадо диких лошадей.

Лошади якутской породы были завезены на Терский берег военнотранспортными самолётами колхоза «Беломорский рыбак» ещё в советское время. С тех пор они обжились на новом месте, разделились на три стада и спокойно живут в дикой природе, что, несомненно, придаёт особенный колорит этим местам. Они не боятся людей и охотно позволяют делать селфи в обмен на лакомство, однако не стоит терять бдительности: могут и укусить.

В 4-х километрах от Тетрино нас ждёт переправа через реку Каменку. Если воды в реке будет много, дальше проехать можно будет только по отливу вдоль скалистого берега по кромке береговой полосы. Преодолев Каменку, двигаемся к финальной точке нашего путешествия, недоступной для многих людей, к одной из самых красивых и живописных рек Кольского полуострова – Стрельне. Здесь мы вдоволь насладимся красотой дикой природы и сделаем уникальные фотографии бурных порогов, каньонов, удивительных скал из красного мрамора и, конечно же, мощного водопада.

На обратном пути остановимся у старой рыболовной тони, окружённой с трёх сторон морем на красивом мысе. На обед нас ждёт жаренная на углях свежевыловленная рыба и ароматный чай из местных трав. После насыщенного дня крепкий сон гарантирован!

Читать дальше

На третий день нашего путешествия нас ждёт полное погружение в быт поморов – местного населения Терского берега и всего Беломорья. В селе Чаваньга, где до наших дней сохранились деревянные мостовые, особенно ощущается живой колорит поморского быта. Здесь мы посетим краеведческий музей с местным экскурсоводом, после чего поделимся на две группы и отправимся на рыбалку.

У вас будет уникальная возможность поймать в реке кумжу или горбушу – красную рыбу лососёвой породы. Ну а если очень повезёт, удастся побороться с царицей северных рек, атлантическим лососем – сёмгой. Благодаря ей Кольский полуостров известен как Мекка спортивной нахлыстовой рыбалки, а «горячие» недели в лучших рыболовных лагерях стоят по 15-25 тысяч долларов с человека и забронированы на год вперёд.

Пока одна половина группы рыбачит на реке, другая берёт лопаты и отправляется на берег моря копать ракушки и морских червей – пескожилов. Закончив с наживкой, садимся в карбас – деревянную промысловую лодку, «шитую» из длинных еловых досок местными мастерами. Сейчас таких умельцев остались уже единицы. Раньше в каждом селе было несколько мастеров, и помор часто делал карбас своими руками.

Отчалив и взяв в руки настоящие деревянные вёсла, мы отплывём на несколько сотен метров. Затем, достав незамысловатую рыболовную снасть, не изменившуюся за тысячу лет и состоящую из деревянного мотовила, толстой лески, тяжёлого свинцового грузила и одинарного крючка, будем ждать поклёвки, опустив крючок на самое дно и держа леску в руке. В море можно поймать треску, навагу, камбалу, а ещё керчака – рыбу-дракон, с пропорционально большой головой и острыми шипами. Её фото в инстаграме точно не оставит вас без лайков. После обеда, в меню которого обязательно будут рыбные блюда, мы поменяемся дислокациями и продолжим рыбачить до вечера.

Финалом этого дня будет незабываемый ужин на берегу моря. Мы с вами сварим самую вкусную уху по старинному поморскому рецепту из пойманной нами в этот день свежайшей рыбы. И не важно, какая будет погода, когда перед вашим взором предстанет уходящая за горизонт гладь Белого моря, покачивающиеся на волнах карбасы, стоящие «на отводе» на якорях, а также песчаная кромка берега, заваленная деревянным «топляком», который отполирован солёной водой и выбелен незаходящим полуночным солнцем.

Ваш слух ублажает лёгкий шелест волн, накатывающих на песчаную отмель, крики неугомонных чаек и далёкий, еле слышный шум речного переката в устье красавицы Чаваньги. Обоняние улавливает незабываемые запахи смолёной, перевёрнутой на берегу старой рыбацкой лодки, выброшенные приливом морские водоросли, ароматный букет растущих по берегам трав, цветов и северных ягод, а ещё - дыма от костра и приготовленной на нём ухи. Такую атмосферу одинаково хорошо дополняет как белое сухое вино, так и классический национальный напиток крепостью в 40 градусов. И пока первая партия рыбы из артельного котла переместится на специально приготовленный плоский камень, поднимем тост за окружающую нас красоту и магическое очарование Терского берега.

Читать дальше

В заключительный день нашего путешествия, выспавшись и плотно позавтракав, мы отправимся в обратный путь. Не доезжая до «Устья», мы посетим ещё один приготовленный вам спец. участок – захватывающую кольцевую трассу по самой северной пустыне в мире. Когда мы снова заедем на паром, вы не поверите, как быстро пролетели эти 4 дня. Завершающим же участком маршрута станет уже знакомая вам дорога до Варзуги. Вкусный обед и трансфер в Кандалакшу.

Только дома, когда снова накроет работа, быт и суета мегаполисов, вы до конца сможете оценить то, что увидели, и поймёте, что увезли эти дни в своих воспоминаниях и в памяти ваших смартфонов. Мы уверены, что вы ещё долго будете возвращаться в своих снах в этот затерянный мир, в манящую магию места, которое мы приоткрыли для вас.

Это Терский берег... Это Русский Север!

Наша техника
Как добраться
Из Москвы
2 часа
32 часа
Из Санкт-Петербурга
1,5 часа
23 часа
Мы встретим вас на ж/д вокзале
г. Кандалакша или в аэропорту
г. Апатиты или г. Мурманск
Важно знать
Проживание во время путешествия
Мы разместимся в уютных гостевых домах в селе Чаваньга со всеми удобствами и гостеприимными хозяевами.
Кто будет сопровождать вас в путешествии
На всем протяжении тура с вами будут опытные гиды-инструкторы.
Как будут кормить
В стоимость программы включено трехразовое питание, за исключением завтрака в первый день и ужина в день отъезда. Во время тура вы попробуете различные местные деликатесы.
Могут ли участвовать дети
Дети старше 14 лет могут участвовать в туре в качестве пассажиров, с 18 лет можно управлять багги самостоятельно.
Какая техника используется на маршруте
Вы будете управлять современным спортивно-утилитарным мотовездеходом BRP Can-Am Maverick Sport 1000. Также вам предоставят необходимую экипировку: шлем, грязезащитный костюм, ботинки, перчатки, гермомешок для упаковки багажа.